Задачи:
- показать практическую значимость математических задач в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- способствовать формированию навыков осознанного планирования своих финансов, грамотного выбора финансовых продуктов и услуг.
В практической деятельности ориентируюсь на контекстную модель формирования финансовой грамотности в школе, которая предполагает включение финансовых модулей/тем в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин, а именно в учебный предмет алгебра.
Для достижения поставленной цели и задач использую системно - деятельностный подход, проблемно-поисковый, проектный методы решения задач экономического содержания.
В процессе интеграции финансовой грамотности с учебным предметом «алгебра» использую элементы следующих педагогических технологий:
1. Блочно-модульная технология обучения:
- учебный материал разбит на модули (тематические линии);
- каждый модуль объединен общим содержанием и практической задачей или группой практических задач;
- изучение учебного материала имеет логическое начало – проблему в сфере личных финансов и логическое завершение – решение;
- проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем);
- завершение изучение модуля может проходить в различных формах презентации учебных достижений.
Суть блочно-модульной технологии обучения заключается в концентрировании учебной деятельности на изучении (исследовании) конкретных явлений. Учебный материал отбирается таким образом, чтобы максимально полно исследовать именно финансовые отношения и создать условия для освоения учащимися способов действия в этих сферах. При этом блочно-модульная структура будет сочетаться с концентрическим принципом преподавания, позволяющим постепенно углублять понимание учащимися тем и вопросов инвариантного блока. Это должно создать все условия для успешного освоения наиболее важных аспектов финансовой грамотности, напрямую влияющих на качество жизни каждого гражданина.
Особое предпочтение следует отдавать интерактивной деятельности и методам ее организации в учебных заведениях. Целесообразность этого определяется тем, что групповая работа, живые дискуссии, реализация небольших проектов с ориентацией на конкретный результат гораздо эффективнее с точки зрения усвоения учебных материалов и навыков, чем привычная форма изложения теоретического материала в виде урока с последующим домашним заданием.
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью уравнений с элементами финансовой грамотности по теме «Налоги»
Статья «Интеграция финансовой грамотности в систему общего образования»
Памятка «Способы повышения финансовой грамотности школьников»
Полезные материалы УМК по финансовой грамотности.
2. Игровые технологии. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По характеру педагогической деятельности и ее целям:
- обучающие (составление бюджета семьи),
- тренинговые (выбор банка для оформления кредита),
- обобщающие (разработка личного финансового плана),
- контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса).
По игровой технологии:
- настольные (игра «Не в деньгах счастье»),
- интеллектуальные (Что? Где? Когда?),
- деловые (разработка модели пенсионного обеспечения),
- имитационно-ролевые (кейс-игра для профильной смены детского оздоровительного лагеря).
3. Кейс-технология – интерактивная технология обучения, на основе реальных, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.
Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:
- направлены на исследование и разработку решений относительно будущих возможных событий, а не уже свершившихся;
- имеют ярко выраженный личностно-значимый характер;
- вариант решения зависит от личных предпочтений и финансовых установок обучающегося;
- имеют большой воспитательный потенциал, поскольку направлены на формирование финансовой культуры.
4. Технология творческой мастерской. Мастерская – это технология, при которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, включение учащихся в продуктивную деятельность, в которой ученик может проявить себя как творец.
Особенности технологии творческой мастерской на занятиях по финансовой грамотности:
- знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а добываются самостоятельно и выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на свой личный опыт;
- учитель-мастер направляет, предоставляет ученикам необходимый материал в виде заданий и возможных способов их выполнения;
- должен быть материализованный конечный продукт учебной деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная постановка и др.).
Использую следующие педагогические приемы и методы при обучении финансовой грамотности учащихся:
- изучение актуальной для обучающегося тематики (например, тему банковских карт);
- применение инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
- включение духа соревнования в учебную деятельность;
- анализ материалов СМИ;
- исправление ошибок в тексте финансового характера;
- создание какого-то творческого продукта своими руками (плакаты, буклеты и др.);
- подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;
- разработка алгоритмов грамотного финансового поведения;
- придумывание проблемных ситуаций (как положительных, так и отрицательных);
- анализ или поиск финансовых вопросов (тем, моделей поведения и др.) в фильмах, мультфильмах, литературе;
- трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму.
Методы работы определяются целью обучения, способом усвоения учебного материала, характером взаимодействия учеников.
Репродуктивные методы:
- рассказ учителя по финансовой тематике;
- рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся;
- иллюстрация/демонстрация финансовых явлений и процессов;
- решение репродуктивных тестов, задач, заданий.
Продуктивные методы:
- проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на практическую задачу);
- исследовательско-поисковые (проведение соцопросов, замеров, наблюдений, расчетов и др.)
- проектные (создание проекта в области личных, семейных финансов с учетом расчетов по всем обязательным выплатам).
Формы работы – фронтальная, индивидуальная с элементами исследовательской деятельности, разработка и применение алгоритмов решения задач, разработка памяток, тестов по финансовой грамотности, участие в образовательных событиях общеобразовательной организации (олимпиады, чемпионаты, игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).
2023г., участие в муниципальной научно-практической конференции Золотое перо» https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-reshenie-praktiko-orientirovannyh-zadach-6746087.html, сертификат участников
В процессе урочной деятельности обеспечивается достижение планируемых результатов таких как:
Личностные результаты:
1) самостоятельно разбираться и принимать взвешенные решения в сфере личных финансов (правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию денежных средств);
2) уметь контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) самостоятельно планировать свои финансы, осознанно выбирать финансовые продукты и услуги;
2) уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3) обладать навыками технологической безопасности, в т.ч. платежами через интернет;
4) понимать математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
1) знать первичные экономические понятия, уметь работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
2) уметь решать практико-ориентированные задачи с экономическим содержанием (текстовые задачи в реальных жизненных ситуациях) арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
3) уметь выполнять практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
4) находить, анализировать и интерпретировать нужную финансовую информацию
Оценка результатов образовательной деятельности осуществляется через индивидуальные мини-проекты – решение комплексной задачи по финансовой грамотности.
Этапы отслеживания результатов использования данной практики:
1 этап – при выполнении ВПР в 7 классе по математике, процент решенных задач с финансовым содержанием, практико - ориентированных задач;
2 этап - краевая комплексная диагностическая работа по естественно - научной и математической грамотности в 8 классе, уровень выполнения заданий по математической грамотности;
3 этап - основной государственный экзамен по математике в 9 классе, процент выполнения практико-ориентированных задач № 1-№5.
Работа в данном направлении мною ведётся четыре года. Положительным результатами применения практики является:
1) по результатам краевой диагностической работы по математической грамотности в 7 классе (2021-2022учебный год) 80% учащихся достигли базовый уровень, 20% повышенный уровень https://sh-diksonskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Analiz_kraevyh_diagnosticheskih_rabot.pdf
2) по результатам комплексной диагностической работы по естественно-научной и математической грамотности в 8 классе (2022-2023 учебный год) учащиеся достигли -33% базовый уровень, 66% повышенный уровень при выполнении заданий по математической грамотности https://sh-diksonskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Analiz_kraevyh_diagnosticheskih_rabot.pdf
3) 100% сдача ОГЭ в 9 классе по итогам 2023-2024 учебного года, выполнение практико - ориентированных задач- 87 % в общем по классу. https://infourok.ru/rezultaty-oge-po-matematike-2024-7363251.html
Наименование |
Класс |
Год |
Результаты класса |
Результаты по краю |
Краевая диагностическая работа по математической грамотности |
7 |
2021 |
80%- базовый уровень
20% - повышенный уровень |
40,88% -базовый
6,84%- повышенный |
Комплексная краевая работа по математической грамотности |
8 |
2023 |
33, 33 %- базовый уровень
66,67% - повышенный уровень |
33,09 % - базовый
13,00%- повышенный |
Освоение основных групп умений

Оценку результатов обучения осуществляю в следующих формах:
1) текущего контроля (на уроках-семинарах и уроках-практикумах). Текущий контроль проверяет конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в решении практических задач;
Тест «Основы финансовой грамотности»
2) промежуточного контроля (в заключение изучения раздела или модуля). Промежуточный контроль направлен на проверку степени освоения знаний и умений по значительному кругу вопросов, объединенных в одном разделе (модуле). Важнейшая задача – выявить у учащихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам, с использованием различных типов заданий:
- тематический тест – проверка усвоения предметных знаний по данному разделу (модулю), формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа;
- практические мини-задачи – проверка овладения умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения;
Памятка «Алгоритм решения задачи на проценты»
Схема решения текстовой задачи.
Сборник задач по финансовой грамотности для подготовки к ВПР
Статья «Решение практико ориентированных задач»
3) внешние процедуры:
1 этап – при выполнении ВПР в 7 классе по математике, процент решенных задач с финансовым содержанием, практико - ориентированных задач;
2 этап - краевая комплексная диагностическая работа по естественно - научной и математической грамотности в 8 классе, уровень выполнения заданий по математической грамотности;
3 этап - основной государственный экзамен по математике в 9 классе, процент выполнения практико-ориентированных задач № 1-№5.
При реализации практики сталкиваюсь с проблемой низкой мотивации, «страха», отсутствием интереса при решении задач по финансовой грамотности, практико - ориентированных задач. Данную проблему можно решить только, если систематически включать в учебный процесс задания данного содержания.
В практической работе действую в соответствии с идеей, заложенной в словах Конфуция: "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь".